Если диаметр вала меньше диаметра отверстия, образуется определенный вид посадки между валом и отверстием. Это тип соединения определяется как "посадка с зазором". Посадка с зазором означает, что между наружной поверхностью вала и внутренней поверхностью отверстия существует небольшое свободное пространство. Зазор может варьироваться в зависимости от точности изготовления деталей и их предназначения.
В машиностроении такие виды посадок используются, когда необходима легкая сборка или демонтаж деталей, или когда механические нагрузки на соединение невелики. Например, это может быть применено в случаях, когда вал должен свободно вращаться в отверстии без значительного трения, или когда необходимо установить подшипники скольжения.
Для более точного подбора типа посадки используются стандарты, такие как ISO или ГОСТ, которые определяют допуски и посадки для различных видов соединений. Стандарты помогают инженерам выбирать оптимальные размеры зазоров или натягов, чтобы соединение было надежным и соответствовало техническим требованиям приложения.
В некоторых случаях, когда необходимо обеспечить более крепкое соединение, может быть выбрана посадка с натягом, где диаметр вала будет больше диаметра отверстия, что требует использования методов сборки с применением нагрева или охлаждения деталей для расширения или сжатия материалов соответственно.